Методы конспектирования лекции для учащихся

Методы конспектирования лекции

Стандартный процесс прослушивания и записывания лекций в ВУЗе предполагает написание преподавателем тезисов на доске, зачитывание лекции и запись основных моментов студентами. Такой подход обеспечивает наилучшее запоминание потому, что соединяет визуальное, аудиальное, кинестетическое и дискретное восприятие.

Визуальное восприятие включается, когда учащиеся читают написанные на доске тезисы. При прослушивании речи преподавателя запускается аудиальная составляющая. А запись с одновременным формулированием главных моментов лекции активирует кинестетическое и дискретное восприятие. Побочно на запоминание может повлиять запах, царящий в аудитории, тактильные ощущения и другие, помогающие потом вспомнить суть лекции. Иногда слова преподавателя всплывают в голове непроизвольно, например, стоит только встретить запах, похожий на тот, что был в аудитории. Этот прием используют, вызывая специально воспоминания. Сначала концентрируются на ощущениях, а после пробуждают все полноту памяти.

Но самый простой способ запоминания и подготовки потом к экзаменам это, несомненно, конспекты. Намного удобнее несколько раз прочитать записанные лекции, чем пробуждать в ночь перед экзаменом воспоминания.

Записывать все подряд тяжело и малоэффективно, особенно когда преподаватель любит рассуждать обо всем подряд. Поэтому рассмотрим самые знамениты методы конспектирования.

Метод Корнелла

Метод конспектирования Корнелла был создан профессором В. Пауком, работавшем в Корнелльском университете в середине прошлого века. Он настолько проникся этой идеей, что написал целую книгу об данном методе.

Вначале необходимо разметить страницу. Для удобства берите для записей лист формата А4 или схожего размера тетрадь. Страница разделяется горизонтальными линиями на три части.

Вверху следует написать заголовок и дату. В нижней части остается место для нескольких предложений, отражающих суть написанного на этой страницы конспекта. Средняя часть делится на две колонки, причем левая будет намного уже, чем права. Для нее достаточно пяти-шести сантиметров.

По мере прослушивания лекции студент записывает ее в правой широкой колонке. Делается это тем же образом, что и обычно. Однако рекомендуем оставлять немного свободного пространства, чтобы при необходимости дополнить информацию.

Уже после окончания занятия заполняется узкая левая колонка, куда выносятся основные идеи, имена, даты. Тут можно записать вопросы, которые планируется задать преподавателю.

Не позже, чем за сутки, заполняется нижняя часть страницы. Для этого студенту придется перечитать широкую колонку, что еще больше способствует запоминанию.

Этот подход вытеснил остальные методы конспектирования лекций в Америке настолько, что ряд учебных заведений сделал его обязательным. Он подталкивает перечитывать материал, дополнять его, обрабатывать. Однако, если студент не читает записи, то никакой пользы от использования метода Корнелла не будет.

Метод конспектирования Б. Гейтса

Известно, что Б. Гейтс не делает пометок на компьютере, не использует специальные программы, предпочитая записывать все от руки. Впервые способ записей Б. Гейтса был описан в блоге предпринимателем Р. Ховардом, который был потрясен увиденным.

Лист для записей делился на квадраты. Каждый блок был связан с определенной тематикой. Например, один блок выделялся под вопросы, которые планируется задать после прослушивания информации, а другой под базовые понятия.

Б. Гейтс обычно делил лист на четыре блока, но студент может выбрать для себя другое удобное ему количество.

Можно заметить, что методы конспектирования информации Б. Гейтса и профессора из Корнелла похожи. Они все предполагают ее структурирование.

Отличие состоит лишь во времени структурирования. Корнеллский метод предполагает обработку информации сразу и после в течение суток. Б. Гейтс придерживался идеи немедленной обработки данных, пока впечатления и мысли свежи.

Другие методы конспектирования

Перечисленные методы конспектирования информации для учащихся самые известные, однако далеко не единственные.

  • Использование ментальных карт. Базовая информация (термин, явление, историческое событие и т.д.) сначала записывается посередине листа, а далее во все стороны разветвляются связанные с ней понятия. Для наглядности рекомендуется использовать несколько цветов чернил для записи. Встретить этот прием можно не только у студентов, но также у адептов мозговых штурмов.
  • Метод предложений. При записи каждое приложение начинается с новой строки и нумеруется. Таким образом легко оформить отсылку к ранее описанным данным, показать взаимосвязи.
  • Метод течения. Идея была разработана С. Янгом, считавшим лекции не сколько пассивным, сколько активным занятием. Поэтому любые методы конспектирования следует соединять с записью своих мыслей, комментариев и предположений. Чтобы не потерять нить повествования лектора, рекомендуется включать диктофон.

Новейшие методы конспектирования

Сегодня традиции уступают достижениям высоких технологий. Поэтому конспекты ведутся с помощью:

  1. Ноутбука. Текст набирается сразу в текстовом редакторе с использованием сокращений. При должном умении получается не медленнее, чем при записях от руки. Недостатком является зависимость от источников внешнего питания, сложности с вводом большого количества формул.
  2. Планшета. Долго держит заряд, позволяет записывать формулы, но вот общая скорость записи падает.
  3. Диктофона. Самый неудобный для студента способ, если преподаватель льет много «воды» или приходится после прослушивать десятки лекций по разным дисциплинам.
  4. Специальных приложений. Их создано много, но суть сводится к трансформации речи преподавателя в текст. Качество текста зависит от конкретного приложения, уровня слышимости. Устанавливается на телефон, планшет, ноутбук
Остались вопросы?

Попробуйте обратиться за помощью к преподавателям

5/5 - (256 голосов)
Оцените запись